Главная страница                
Шахматные заметки
    Форум


Все шахматные заметки

 

 

Шахматные заметки

 
Виталий Юрченко

0009. 20 февраля 2012.

Шахматные миниатюры в историческом обрамлении

1. Лопес - Леонардо, Рим 1560.

Первая миниатюра в шахматной истории. По крайней мере, из числа сохранившихся. Страшно подумать, но она была сыграна почти полтысячи лет назад… Её соавторы – люди, без сомнения легендарные. Рюи Лопес де Сегура (около 1540-1580) – знаменитый испанский шахматист второй половины XVI века, теоретик (основоположник ни много, ни мало, испанской партии), автор «Книги об изобретательности и искусстве игры в шахматы» (1561).


Р.Лопес на кубинской почтовой марке.

Джованни Леонардо (1542-1587) – итальянский мастер, один из победителей первого в истории состязания шахматных игроков (Мадрид, 1575).

1.e4 e5 2.f4 d6 3.Cc4 c6 4.Kf3 Cg4 5.fe

Как ни странно, такое развитие событий, на самом деле чёрным ничем не грозит. Нужно только найти ресурс 5. … d5!, после чего белым приходится, во избежание проблем, играть 6.Cd3 (6.ed? Cf3 и 7. … Фh4+). Но на дворе середина XVI века, и это ещё слишком сложно.

5. … de? 6.Cf7+! Kpf7 7.Ke5+ Kpe8 8.Фg4 … Конечно, можно было сдаться уже здесь, однако, сделать это так рано всегда не просто. 8. … Кf6 9.Фe6+ Фe7 10.Фc8+ Фd8 11.Фd8+ Kрd8 12.Кf7+. Чёрные сдались (1:0).

Это была первая встреча 18-летнего Леонардо с более опытным испанцем, посетившим в тот год Италию. Реванш был достигнут во время ответного визита и участия Леонардо в вышеупомянутом «турнире» в Мадриде. Игра проходила в присутствии короля Испании Филиппа II (1527-1598, правил с 1556). В разновремённой серии встреч Лопес и ещё один испанский шахматист А.Серон были побеждены Леонардо и другим итальянцем Паоло Бои.


Луиджи Миссини. Шахматный турнир при дворе короля Испании (1886).

2. Греко- NN, «1620»

Джоакино Греко (1600-1634), уроженец итальянской области Калабрия прожил короткую, но яркую шахматную жизнь. Уже в девятнадцатилетнем возрасте он начал создавать рукописный сборник партий (его издали впервые в 1653 году), на который до сих пор (!) ссылаются шахматные учебники. В этом труде приводятся десятки дебютных разгромов. Какие из этих коротких партий были сыграны Греко в действительности, а какие являются только теоретическими разработками – можно только догадываться. Многие ловушечные линии калабрийца давно стали хрестоматийными. Вот лишь небольшая их коллекция:

1.e4 e5 2.f4 ef 3.Кf3 g5 4.Сc4 g4 5.Кe5 Фh4+ 6.Kрf1 Кh6 7.d4 d6 8.Кd3 f3 9.g3 Фh3+ 10.Kрe1 Фg2 11.Кf2 +–;
1.d4 d5 2.c4 dc 3.e3 b5 4.a4 c6 5.ab cb 6.Фf3 +–;
1.e4 b6 2.d4 Сb7 3.Сd3 f5 4.ef Сg2 5.Фh5+ g6 6.fg Кf6 7.gh+ Кh5 8.Сg6#;
1.e4 e5 2.Кf3 f6 3.Кe5 fe 4.Фh5+ Kрe7 5.Фe5+ Kрf7 6.Сc4+ Kрg6 7.Фf5+ Kрh6 8.d4+ g5 9.h4 Kрg7 10.Фf7+ Kрh6 11.hg#;
1.e4 e5 2.f4 ef 3.Кf3 g5 4.Сc4 g4 5.Кe5 Кh6 6.Кg4 Фh4+ 7.Кf2 d5 8.Сd5 Сg4 –+;
1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.c3 Кf6 5.d4 ed 6.cd Сb4+ 7.Кc3 Кe4 8.0–0 Кc3 9.bc Сc3 10.Фb3 Сd4 11.Сf7+ Kрf8 12.Сg5 Сf6 13.Лae1 Кe7 14.Сh5 Кg6 15.Кe5 Кe5 16.Лe5 g6 17.Сh6+ Сg7 18.Лf5+ gf 19.Фf7# (главная аналитическая разработка Греко);
1.e4 e5 2.Кf3 d6 3.h3 Кf6 4.c3 Кe4 5.Фa4+ c6 6.Фe4+–;
1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.0–0 Кf6 5.Лe1 0–0 6.c3 Фe7 7.d4 ed 8.e5 Кg4 9.cd Кd4 10.Кd4 Фh4 11.Кf3 Фf2+ 12.Kрh1 Фg1+ 13.Крg1 Кf2#.

Ещё несколько примеров, похожих на реальные партии, приводятся ниже. (Даже если они таковыми не являются, не будем сильно расстраиваться по этому поводу). Все поединки условно датированы 1620 годом – годом выхода в свет первого шахматного труда Д.Греко.

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.c3 Фe7 5.0–0 d6 6.d4 Сb6 7.Сg5 f6 8.Сh4 g5 9.Кg5 fg 10.Фh5+ Kрd7 11.Сg5 Фg7™.

После 11. … Kf6 предстояла борьба. А теперь мат.

12.Сe6+! Kрe6 13.Фe8+ Кce7 (есть вариация финала партии с ходом 13. … Кge7, что не принципиально) 14.d5#

3. Греко – NN, «1620»

1.e4 e5 2.f4 ef 3.Сc4 Фh4+ 4.Kрf1 Сc5 5.d4 Сb6 6.Кf3 Фe7 7.Сf4 Фe4 8.Сf7+ Kрf8 9.Сg3 Кh6 10.Кc3 Фe7 11.Сb3 c6 12.Фd3 d5 13.Лe1 Фf6 14.Сh4…

Одно из редких упущений калабрийца. 14. Кd5! сd 15.Cd5 с неожиданной неотразимой угрозой «со стороны» (16.Фа3+) не оставляло чёрным надежд. Ход в партии ведёт к другому, также победному финалу.

14. … Фg6 15.Сe7+ Kрg8 16.Фg6! hg 17.Кd5! cd 18.Сd5+ Kрh7 19.Кg5#

4. Греко – NN, «1620»

1.e4 e6 2.d4 Кf6 3.Сd3 Кc6 4.Кf3 Сe7 5.h4 0–0 6.e5 Кd5.

Сколько тысяч раз после этой партии повториться данная ситуация впоследствии! И решение почти всегда будет одинаковым. (Справедливости ради, необходимо отметить, что впервые в шахматной истории жертва слона на h7 встречается в трудах Чезаре Полерио).

7.Сh7+! Kрh7 8.Кg5+ Сg5 9.hg+ Kрg6 10.Фh5+ Kрf5 11.Фh7+ g6 12.Фh3+ Kрe4 13.Фd3#

Мат – конфетка.

5. Греко – NN, «1620»

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Кf6 4.Кg5 d5 5.ed Кd5 6.Кf7!

Аналитическая обработка этой жертва идёт до сих пор. С тех давних времён теория варианта разрослась, и был вынесен вердикт – у белых сильнейшая, скорее всего решающая инициатива. Но действовать им необходимо точно. В данной партии чёрные не выдержали прессинга быстро, что, впрочем, неудивительно.

6. … Kрf7 7.Фf3+ Kрe6 8.Кc3 Кce7 9.0–0 c6 10.Лe1 Сd7 11.d4 Kрd6 12.Лe5 Кg6 13.Кd5 Кe5 14.de+ Kрc5 15.Фa3+ Kрc4 16.Фd3+ Kрc5 17.b4#

6. Греко – NN, «1620»

1.e4 e5 2.f4 ef 3.Кf3 g5 4.Сc4 g4 5.Кe5 Фh4+ 6.Kрf1 Кf6 7.Сf7+ Kрd8 8.d4 Кe4 9.Фe2 Кg3+ 10.hg Фh1+ 11.Kрf2 fg+ 12.Kрg3 Фc1™

После 12. … Се7 у чёрных огромный перевес. Однако…

13.Кc6+! Кc6 14.Фe8#

7. NN – Греко, «1620»

1.e4 e5 2.f4 f5.

С современной точки зрения это, конечно, опасная провокация. Для Греко – как раз то, что нужно.

3.ef Фh4+ 4.g3 Фe7 5.Фh5+ Kрd8 6.fe Фe5+ 7.Сe2 Кf6 8.Фf3 d5 9.g4 h5 10.h3 hg 11.hg Лh1 12.Фh1 Фg3+ 13.Kрd1 Кg4 14.Фd5+ Сd7 15.Кf3 Кf2+ 16.Kрe1 Кd3+ 17.Kрd1 Фe1+! 18.Кe1 Кf2#

Классический, очень ценившийся в стародавние времена, «спёртый» мат (ещё один продемонстрирован в одном из приведённых выше ловушечных вариантов Греко).

8. NN – Северино, Неаполь, 1723.
Идейный предшественник шедевра.

Важное примечание к партии для её правильного понимания. По правилам шахмат, действовавшим в то время в Италии, практиковалась так называемая свободная рокировка. Король и ладья, заходя друг за друга, могли занять любые поля по усмотрению игрока. В данном случае чёрные, совершив длинную рокировку, поставили своего монарха на b8, а ладья заняла его поле – е8. Это позволило сэкономить два (!) темпа для атаки и блестящей жертвы ферзя – в стиле Легаля. Задолго до его знаменитой партии с Сен-Бри.

1.e4 c5 2.Кc3 e5 3.Кf3 Кc6 4.Кd5 d6 5.c3 f5 6.ef Сf5 7.Сb5 Фd7 8.d4 cd 9.cd 0–0–0.

В одной из баз шахматных партий «сбой в программе» из-за свободной рокировки был преодолён просто – добавлением в партию нелепых ходов 10.Kg1 Kpb8 11.Kf3 Ле8.

10.de …

12. … Кe5!! 13.Сd7 Кf3+ 14.Kрf1 Сd3+ 15.Фd3 Лe1#

ИИ: Oxford encyclopedia of chess games – Oxford, 1981; Мацукевич А. Сицилианские истории («Клуб 13»): / Шахматы в СССР, 1991, №7, с. 32; Italian Chess 1560-1880. The Special Moves and Their Consequences by Alessandro Nizzola / www.chesscafe.com.

А вот и сам шедевр.

9. Легаль – Сен-Бри, Париж 1750.
Белые без ладьи а1.

Из Энциклопедического словаря «Шахматы» (М., 1990), с.199: «Легаль (Sire de Legall), де Кермюр (de Kermur) (1702-1792), франц. шахматист. Учитель Ф.Филидора. Уступив пер-во своему ученику, Л. до конца жизни оставался вторым по силе шахматистом Парижа. Имя Л. носит комбинация («мат Легаля»), впервые осуществлённая в единств. известной его партии. Легаль – Сен-Бри (Париж, 1750; по др. данным 1787) 1.е4 е5 2.Сс4 d6 3.Kf3 Cg4 4.Kc3 g6 5.Ke5 Cd1 6.Cf7+ Kpe7 7.Kd5#».

В большинстве публикаций этой поистине эпохальной миниатюры факт форы не указывается, а сама партия зачастую предстаёт в «исправленном» виде, как, например, в приведённой выше цитате из энциклопедического издания (4. … g6?!?). Делается это для того, чтобы не оскорблять эстетические чувства читателей «слабой» игрой белых, так как в действительности их комбинация является некорректной. Реальные ходы партии таковы (не забудем про отсутствующую ладью а1):

1.е4 е5 2.Сс4 d6 3.Kf3 Kc6 4.Kc3 Cg4 5.Ke5!! Cd1 6.Cf7+ Kpe7 7.Kd5#

Но, если учесть изначальную нехватку у белых материала (а значит и потенциальный уровень игры кавалера Сен-Бри, который был, несомненно, известен Легалю), то действия белых предстают совсем в ином свете. Это была великолепно продуманная западня.

Относительно сомнений шахматного словаря по поводу даты знаменитой миниатюры. В отечественной шахматной литературе чаще встречается вторая (1787), иногда с указанием, что Легаль был в весьма почтенном возрасте во время «исполнения партии». Иногда дело доходило до комических ситуация. В журнале «Шахматы в СССР» 1986, №4 (с.19) Робертом Шацким из Майкопа, уставшим от разнообразия «авторской» информации по поводу поединка, был поставлен «вопрос ребром» – когда игралась партия, как она развивалась? Ответ редакции стоит процитировать: «Законные вопросы, жаль, что уважаемые авторы подчас допускают вольное обращение с классикой… Партия игралась в Париже в 1787 году, в то время Легалю было уже 85 лет. Текст партии: 1.е4 е5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Kc6 4.Kc3 Cg4 5.Ke5? Легаль знал, с кем имеет дело, и не сомневался, что его противник пожадничает и заберёт ферзя, а не коня (5. … Ке5). 5. … Сd1? 6.Cf7+ Kpe7 7.Kd5#». Сделав замечание «вольным обращателям с классикой», редакция не преминула переставить в партии ходы, забыть о форе и утвердить неправильную дату! Презабавно. Любопытно, что те же самые неточности (наверняка с подачи редакционного ответа) допустил и сам Р.Шацкий, издавший впоследствии о комбинации Легаля небольшую брошюру (Р.Шацкий. Мемориал Легаля – Майкоп, 1988). 1787 год стоит в качестве даты партии и в работе маститых авторов В.Хенкина и В.Барского Франсуа Андре Филидор – М., 2006 (с.11), хотя в ней и приведён точный порядок ходов и указан факт дачи вперёд ладьи.

В чём же дело? Разгадка ситуации уходит корнями в седую шахматную древность. Взглянем на редкий фрагмент:

Перед нами отрывок из книги «A Selection of Games at Chess by George Walker» (London, 1835), (с.91), взятый с сайта Эдварда Уинтера www.chesshistory.com.

Если привлечь к делу минимальные познания в английском языке, то можно подумать – не были ли последующие авторы введены в заблуждение неправильным пониманием цитаты (о 85-летнем Легале – сильнейшем шахматисте Франции после его знаменитого ученика, т.е. Филидора) английского шахматиста XIX века Дж. Уокера? Действительно, 85 лет Легалю исполнилось в 1787 году. Но из приведённого текста совсем не следует соотнесение этого года (т.е. 85-летия Легаля) и партией с Сен-Бри, более того, год встречи вообще не приведён. Таким образом, вторая датировка партии (1787), скорее всего, появилась в результате недоразумения.

RR. Для тех, кто не знаком с весёлым западным изобретением – английской описательной нотацией – небольшое пояснение: 1.K.P. two sq. – означает King Pawn two square, то есть королевская пешка белых идёт на два поля вперёд (1.е4); The same – чёрные делают то же самое (1. … е5, описание ходов ведётся от стороны каждого партнёра); K.B. to Q.B. fourth – King Bishop to Queen Bishop fourth или королевский слон белых идёт на четвёртую клетку ферзевого слона (2.Сс4) и т.д.

ИИ (выборочно): Oxford encyclopedia of chess games – Oxford, 1981; Шацкий Р. Мемориал Легаля – Майкоп 1988; Чащихин В. Самоучитель шахматной игры – М., 1995, с.117-123.

10. «Фридрих II – Вольтер, Сан-Суси 1754».

Этой партией открывается ряд легендарных поединков, в которых были задействованы в качестве игроков знаковые фигуры мировой истории. Легендарных в прямом смысле этого слова, поскольку они было искусственно (но и весьма искусно) составлены.

(Примечание. Чьё-либо право верить в то, что эти встречи имели место в действительности, ни в коем случае не оспаривается :).

Краткая справка о «партнерах» данной встречи.

Фридрих II. (1712-1786). Прусский король (с 1740), из династии Гогенцоллернов. В результате его завоевательной политики (Силезские войны 1740-42 и 1744-45, участия в Семилетней войне 1756-63 и первом разделе Польши в 1772) территория Пруссии почти удвоилась. Один из самых почитаемых правителей и полководцев в немецкой истории, государственный деятель из когорты «собирателей» германского государства, названный Фридрихом Великим. Оказывал знаки монаршей милости не кому-нибудь, а самому Ф.Филидору.


Антон Графф. Портрет Фридриха Великого (1781)

Вольтер. (1694-1778). Настоящее имя Мари-Франсуа Аруэ. Французский философ, писатель, поэт, борец против католической церкви и религии. Автор философских трактатов, пьес и поэтических сборников. Из «Жизни Вольтера» Андре Моруа: Отец Адам, замечательный шахматист, ежедневно играл с Вольтером… Когда духовник выигрывал, Вольтер опрокидывал шахматную доску. «Я потерял два часа на передвигание деревяшек, – кричал он, – за это время можно было написать сцену какой-нибудь трагедии!».


Николя де Ларжильер. Вольтер (1718)

«Место действия» – резиденция Фридриха II (по другим данным игра проходила по переписке).

Текст партии позаимствован из книги «Давид против Голиафа» (М., 2002) Д.Бронштейна и С.Воронкова с примечаниями Д.Бронштейна (с.217).

После Второй мировой войны американцы нашли в немецких архивах запись партии, выигранной Вольтером у Фридриха II (Сан-Суси, 1754). Поражают чистота стиля великого философа и детская простота императора.

1.е4 е5 2.Сс4 f5!?

Мне нравится этот ход, который любил применять ещё Филидор.

3.Сg8? (3.d3) 3. … Лg8 4.ef d5! 5.Фh5+ g6 6.fg Лg6 7.h3 (7.Фh7 Фf6! 8.Фс7 Кс6 9.Фh7 Cf5!) 7. … Фf6 8.Kf3 Kc6! 9.Kh4? (9.d3!?) 9. … Cc5 10.Kg6 hg 11.Фf3 Cf5! 12.g4 Kd4! 13.Фd5 Kc2+ 14.Kpd1 Лd8!!

Красивый ход, но слишком уж безжалостный по отношению к коронованной особе; учтивее 14. … Kb4!

15.Фс5 Се4!! 16.Ле1 (16.Фс3 Лd3!! 17.Фс2 Фf3+ 18.Kpe1 Фh1+ 19.Kpe2 Фf3+ 20.Kpf1 Ле3!) 16. … Фf3+ 17.Ле2 Фh1+ 18.Ле1 Фе1#


Жан Гюбер. Вольтер за шахматами (между 1750 и 1775).

11. «Руссо – принц Конде, Монморанси 1759»

Ещё одна, весьма грациозная подделка под «шахматную старину в исполнении великих людей». Эта партия, в отличие от предыдущей, широко растиражирована в отечественной шахматной литературе. Что, увы, не делает её более реальной (информацию о том, что поединок искусственный, при желании можно найти у Э.Уинтера).

Справочная информация.

Руссо Жан-Жак. (1712-1778). Французский писатель, философ, критик (как водится) официальной церкви и религии, а также социального неравенства. Страстный почитатель шахмат.

«Был один женевец по фамилии Багере… Разбираясь немного в шахматах, он предложил научить меня этой игре. Я нехотя попробовал, но, мало-мальски узнав правила, сделал такие большие успехи, что к концу первого сеанса давал ему ладью вперёд, которую он уступал мне вначале. Этого было достаточно, чтобы превратиться в раба шахмат. Я покупаю шахматную доску, покупаю Калабрийца, запираюсь у себя в комнате и провожу там дни и ночи напролёт, стараясь выучить наизусть все партии, разыгрывая их сам с собой без отдыха и срока». (Руссо «Исповедь»).


Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо (1753)

Принц Конти. Иногда в ИИ даётся вариант принц Конде, что выглядит довольно необычно, поскольку разница в написании фамилий заметно бросается в глаза. Но на самом деле всё не так сложно, принцы Конти являлись представителями младшей ветви дома Бурбонов-Конде. О конкретном достопочтенном вельможе, возможном «противнике» трудно сказать что-либо определённое. Скорее всего, его реальный прототип во времена Руссо действительно существовал, поскольку династия Конде (кстати, ударение на последнем слоге) играла заметную роль в политической жизни Франции начиная ещё с XVI века. Более того, этих прототипов было несколько. Один из возможных - Конти Луи Франсуа (1717-1776), известный французский военачальник того времени. Может быть этот?


Л.Пети. Луи-Франсуа, принц Конти (1734-1814)

Партия же хороша.

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.c3 Фe7 5.0–0 d6 6.d4 Сb6 7.Сg5 f6 8.Сh4 g5™

Чувствуете? Человек, составлявший партию, явно был знаком с текстом «Исповеди». Руссо купил Калабрийца, выучил наизусть его партии, а тут как тут принц, повторяющий необязательные ходы из труда Греко... Восьмой ход – необходимая «зацепка» для начала белыми стремительной атаки.

9.Кg5! fg 10.Фh5+ Kрf8

У Греко, как мы помним, было 10. … Kpd7?

11.Сg5 Фg7 12.f4! ed 13.f5! dc+ 14.Kрh1 cb 15.Сg8 baФ 16.f6!! 1:0.

12. Филидор – Брюль, Лондон 1789.
Белые без коня b1, чёрные без пешки f7.

От великого французского мастера Франсуа-Андре Филидора (1726-1795) в наследство потомкам осталось всего 78 партий, записанных в основном в последние годы его жизни. Не были записаны даже партии его матча с сирийцем Филиппом Стаммой, в котором фактически решался вопрос о сильнейшем шахматисте того времени! Среди сохранившихся партий много сыгранных вслепую или с дачей форы (равных по силе соперников у него просто не было), а также проигранных, тексты которых сохраняли счастливые победители Филидора. Приводимая партия относится к числу немногочисленных образцов комбинационного искусства сильнейшего шахматиста XVIII века.

1.е4 d5 2.e5 Cf5 3.g4 Cg6 4.h4 h5 5.Kh3 Фd7 6.Kf4 Cf7 7.g5 Фf5 8.d4! Фе4+ 9.Фе2 Фh1 10.g6 e6? (10. … Kc6) 11.Фb5+ Kd7? (11. … Kc6) 12.gf+ Kpd8 13.fgФ Лg8 14.Ke6+ (14.Фb7) Kpc8 15.Ce3 Фh4 16.Фd5 Ce7 (16. … c6) 17.Ca6!? Лb8 18.Фс6!? Cd8 19.Cg5! и белые выиграли (1:0). Приведённая формулировка в былые времена чаще всего означала сдачу партии, хотя в данном конкретном случае какие-то ходы ещё могли быть сделаны. Однако, так это, или нет – неизвестно, и партия уже навсегда запечатлена в форме миниатюры.

На 18-ом ходу чёрные могли отбить атаку путём 18. … Сb4+.


Великий французский шахматист Франсуа-Андре Филидор (1726-1795)

13. «Наполеон – мадам Ремюза, замок Мальмезон (Париж) 1804».

Перед нами первая из трёх партий, приписываемых императору Франции Наполеону Бонапарту (1769-1821).


Жак Луи Давид. Портрет Наполеона Бонапарта (1812).

Две из них, очевидно, являются плодом творческой фантазии. Первый образец «новодела» перед нами. Впервые партия появилась во французском журнале «Паламед» в середине XIX века.

«Игравший» белыми Наполеон галантно предложил право первого хода даме.

1. … d6 2.Kf3 e5 3.Kc3 f5 4.e4 fe 5.Ke4 Kc6 6.Kfg5 d5 7.Фh5 g6 8.Фf3 Kh6? 9.Kf6+ Kpe7 10.Kd5+ Kpd6 11.Ke4+! Kpd5 12.Cc4+! Kpc4 13.Фb3+ Kpd4 14.Фd3#

Впоследствии партию «переделывали», видимо забыв начальные ходы (в частности, перекроенные варианты текста попали в современные базы шахматных партий), но настоящий порядок ходов тот, который приведён выше.

14. Наполеон – «Автомат» Кемпелена, дворец Шёнбрунн (Вена) 1809.

Именно эта партия является, как считают исследователи, единственной реальной битвой Наполеона за шахматной доской, сохранившейся в записанном виде. Противником императора была сконструированная венгром Кемпеленом шахматная «машина», с которой он многие годы колесил по миру, обретя почти легендарную славу. Машина представляла собой сидящую за массивным столом фигуру «турка». Руководил игрой автомата спрятанный внутри стола человек, обычно очень сильный шахматист.

У великого полководца во время встречи не было никаких шансов – за турка в тот момент «исполнял партию» один из сильнейших шахматистов Вены Иоганн Альгайер (1763-1823), игрок комбинационного стиля, соавтор острейшего варианта Гампе-Альгайера в королевском гамбите.

1.e4 e5 2.Фf3

Творческий подход великого человека к дебютным проблемам.

2. … Кс6 3.Сc4 Кf6 4.Кe2 Сc5 5.a3 d6 6.0–0 Сg4 7.Фd3 Кh5 8.h3 Сe2 9.Фe2 Кf4 10.Фe1 Кd4 11.Сb3 Кh3+ 12.Kрh2 Фh4 13.g3 Кf3+ 14.Kрg2 Кe1+ 15.Лe1 Фg4 16.d3 Сf2 17.Лh1 Фg3+ 18.Kрf1 Сd4 19.Kрe2.

Чёрные объявили мат в 6 ходов (19. … Фg2+ 20.Kрd1 Фh1+ 21.Kрd2 Фg2+ 22.Kрe1 Кg1 23.Кc3 Сc3+ 24.bc3 Фe2#). Наполеон сдался. Это был не Аустерлиц!


Карл Готлиб фон Виндиш. Шахматный автомат Кемпелена
(рисунок из книги Briefe uber den Schachspieler des Hrn. von Kempelen, 1784)

Третья партия приписываемая Наполеону относится к последним годам его жизни на острове святой Елены. Речь о ней впереди.


 

 
©2009-2012 Алексей Засыпкин afixx@yandex.ru  

 

Hosted by uCoz