Первая миниатюра в шахматной истории. По крайней
мере, из числа сохранившихся. Страшно подумать, но она была сыграна
почти полтысячи лет назад… Её соавторы – люди, без сомнения легендарные.
Рюи Лопес де Сегура (около 1540-1580) – знаменитый испанский шахматист
второй половины XVI века, теоретик (основоположник ни много, ни
мало, испанской партии), автор «Книги об изобретательности и искусстве
игры в шахматы» (1561).
Р.Лопес на кубинской почтовой марке.
Джованни Леонардо (1542-1587) – итальянский мастер,
один из победителей первого в истории состязания шахматных игроков
(Мадрид, 1575).
1.e4 e5 2.f4 d6 3.Cc4 c6 4.Kf3 Cg4 5.fe
…
Как ни странно, такое развитие событий, на самом
деле чёрным ничем не грозит. Нужно только найти ресурс 5. … d5!,
после чего белым приходится, во избежание проблем, играть 6.Cd3
(6.ed? Cf3 и 7. … Фh4+). Но на дворе середина XVI века, и это ещё
слишком сложно.
5. … de? 6.Cf7+! Kpf7 7.Ke5+ Kpe8 8.Фg4
… Конечно, можно было сдаться уже здесь, однако, сделать
это так рано всегда не просто. 8. … Кf6 9.Фe6+ Фe7 10.Фc8+
Фd8 11.Фd8+ Kрd8 12.Кf7+. Чёрные сдались (1:0).
Это была первая встреча 18-летнего Леонардо с
более опытным испанцем, посетившим в тот год Италию. Реванш был
достигнут во время ответного визита и участия Леонардо в вышеупомянутом
«турнире» в Мадриде. Игра проходила в присутствии короля Испании
Филиппа II (1527-1598, правил с 1556). В разновремённой серии встреч
Лопес и ещё один испанский шахматист А.Серон были побеждены Леонардо
и другим итальянцем Паоло Бои.
Луиджи Миссини. Шахматный турнир при дворе короля
Испании (1886).
2. Греко- NN, «1620»
Джоакино Греко (1600-1634), уроженец итальянской
области Калабрия прожил короткую, но яркую шахматную жизнь. Уже
в девятнадцатилетнем возрасте он начал создавать рукописный сборник
партий (его издали впервые в 1653 году), на который до сих пор (!)
ссылаются шахматные учебники. В этом труде приводятся десятки дебютных
разгромов. Какие из этих коротких партий были сыграны Греко в действительности,
а какие являются только теоретическими разработками – можно только
догадываться. Многие ловушечные линии калабрийца давно стали хрестоматийными.
Вот лишь небольшая их коллекция:
Ещё несколько примеров, похожих на реальные партии,
приводятся ниже. (Даже если они таковыми не являются, не будем сильно
расстраиваться по этому поводу). Все поединки условно датированы
1620 годом – годом выхода в свет первого шахматного труда Д.Греко.
Одно из редких упущений калабрийца. 14. Кd5! сd
15.Cd5 с неожиданной неотразимой угрозой «со стороны» (16.Фа3+)
не оставляло чёрным надежд. Ход в партии ведёт к другому, также
победному финалу.
Сколько тысяч раз после этой партии повториться
данная ситуация впоследствии! И решение почти всегда будет одинаковым.
(Справедливости ради, необходимо отметить, что впервые в шахматной
истории жертва слона на h7 встречается в трудах Чезаре Полерио).
Аналитическая обработка этой жертва идёт до сих
пор. С тех давних времён теория варианта разрослась, и был вынесен
вердикт – у белых сильнейшая, скорее всего решающая инициатива.
Но действовать им необходимо точно. В данной партии чёрные не выдержали
прессинга быстро, что, впрочем, неудивительно.
Классический, очень ценившийся в стародавние времена,
«спёртый» мат (ещё один продемонстрирован в одном из приведённых
выше ловушечных вариантов Греко).
8. NN – Северино, Неаполь, 1723. Идейный предшественник шедевра.
Важное примечание к партии для её правильного
понимания. По правилам шахмат, действовавшим в то время в Италии,
практиковалась так называемая свободная рокировка. Король и ладья,
заходя друг за друга, могли занять любые поля по усмотрению игрока.
В данном случае чёрные, совершив длинную рокировку, поставили своего
монарха на b8, а ладья заняла его поле – е8. Это позволило сэкономить
два (!) темпа для атаки и блестящей жертвы ферзя – в стиле Легаля.
Задолго до его знаменитой партии с Сен-Бри.
В одной из баз шахматных партий «сбой в программе»
из-за свободной рокировки был преодолён просто – добавлением в партию
нелепых ходов 10.Kg1 Kpb8 11.Kf3 Ле8.
10.de …
12. … Кe5!! 13.Сd7 Кf3+ 14.Kрf1 Сd3+ 15.Фd3
Лe1#
ИИ: Oxford encyclopedia of chess games – Oxford,
1981; Мацукевич А. Сицилианские истории («Клуб 13»): / Шахматы в
СССР, 1991, №7, с. 32; Italian Chess 1560-1880. The Special Moves
and Their Consequences by Alessandro Nizzola / www.chesscafe.com.
А вот и сам шедевр.
9. Легаль – Сен-Бри, Париж 1750.
Белые без ладьи а1.
Из Энциклопедического словаря «Шахматы» (М., 1990),
с.199: «Легаль (Sire de Legall), де Кермюр (de Kermur) (1702-1792),
франц. шахматист. Учитель Ф.Филидора. Уступив пер-во своему ученику,
Л. до конца жизни оставался вторым по силе шахматистом Парижа. Имя
Л. носит комбинация («мат Легаля»), впервые осуществлённая в единств.
известной его партии. Легаль – Сен-Бри (Париж, 1750; по др. данным
1787) 1.е4 е5 2.Сс4 d6 3.Kf3 Cg4 4.Kc3 g6 5.Ke5 Cd1 6.Cf7+ Kpe7
7.Kd5#».
В большинстве публикаций этой поистине эпохальной
миниатюры факт форы не указывается, а сама партия зачастую предстаёт
в «исправленном» виде, как, например, в приведённой выше цитате
из энциклопедического издания (4. … g6?!?). Делается это для того,
чтобы не оскорблять эстетические чувства читателей «слабой» игрой
белых, так как в действительности их комбинация является некорректной.
Реальные ходы партии таковы (не забудем про отсутствующую ладью
а1):
Но, если учесть изначальную нехватку у белых материала
(а значит и потенциальный уровень игры кавалера Сен-Бри, который
был, несомненно, известен Легалю), то действия белых предстают совсем
в ином свете. Это была великолепно продуманная западня.
Относительно сомнений шахматного словаря по поводу
даты знаменитой миниатюры. В отечественной шахматной литературе
чаще встречается вторая (1787), иногда с указанием, что Легаль был
в весьма почтенном возрасте во время «исполнения партии». Иногда
дело доходило до комических ситуация. В журнале «Шахматы в СССР»
1986, №4 (с.19) Робертом Шацким из Майкопа, уставшим от разнообразия
«авторской» информации по поводу поединка, был поставлен «вопрос
ребром» – когда игралась партия, как она развивалась? Ответ редакции
стоит процитировать: «Законные вопросы, жаль, что уважаемые
авторы подчас допускают вольное обращение с классикой… Партия игралась
в Париже в 1787 году, в то время Легалю было уже 85 лет. Текст партии:
1.е4 е5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Kc6 4.Kc3 Cg4 5.Ke5? Легаль знал, с кем имеет
дело, и не сомневался, что его противник пожадничает и заберёт ферзя,
а не коня (5. … Ке5). 5. … Сd1? 6.Cf7+ Kpe7 7.Kd5#». Сделав
замечание «вольным обращателям с классикой», редакция не преминула
переставить в партии ходы, забыть о форе и утвердить неправильную
дату! Презабавно. Любопытно, что те же самые неточности (наверняка
с подачи редакционного ответа) допустил и сам Р.Шацкий, издавший
впоследствии о комбинации Легаля небольшую брошюру (Р.Шацкий. Мемориал
Легаля – Майкоп, 1988). 1787 год стоит в качестве даты партии и
в работе маститых авторов В.Хенкина и В.Барского Франсуа Андре Филидор
– М., 2006 (с.11), хотя в ней и приведён точный порядок ходов и
указан факт дачи вперёд ладьи.
В чём же дело? Разгадка ситуации уходит корнями
в седую шахматную древность. Взглянем на редкий фрагмент:
Перед нами отрывок из книги «A Selection of Games
at Chess by George Walker» (London, 1835), (с.91), взятый с сайта
Эдварда Уинтера www.chesshistory.com.
Если привлечь к делу минимальные познания в английском
языке, то можно подумать – не были ли последующие авторы введены
в заблуждение неправильным пониманием цитаты (о 85-летнем Легале
– сильнейшем шахматисте Франции после его знаменитого ученика, т.е.
Филидора) английского шахматиста XIX века Дж. Уокера? Действительно,
85 лет Легалю исполнилось в 1787 году. Но из приведённого текста
совсем не следует соотнесение этого года (т.е. 85-летия Легаля)
и партией с Сен-Бри, более того, год встречи вообще не приведён.
Таким образом, вторая датировка партии (1787), скорее всего, появилась
в результате недоразумения.
RR. Для тех, кто не знаком с весёлым западным
изобретением – английской описательной нотацией – небольшое пояснение:
1.K.P. two sq. – означает King Pawn two square, то есть королевская
пешка белых идёт на два поля вперёд (1.е4); The same – чёрные делают
то же самое (1. … е5, описание ходов ведётся от стороны каждого
партнёра); K.B. to Q.B. fourth – King Bishop to Queen Bishop fourth
или королевский слон белых идёт на четвёртую клетку ферзевого слона
(2.Сс4) и т.д.
ИИ (выборочно): Oxford encyclopedia of chess
games – Oxford, 1981; Шацкий Р. Мемориал Легаля – Майкоп 1988; Чащихин
В. Самоучитель шахматной игры – М., 1995, с.117-123.
10. «Фридрих II – Вольтер, Сан-Суси 1754».
Этой партией открывается ряд легендарных поединков,
в которых были задействованы в качестве игроков знаковые фигуры
мировой истории. Легендарных в прямом смысле этого слова, поскольку
они было искусственно (но и весьма искусно) составлены.
(Примечание. Чьё-либо право верить в то, что эти
встречи имели место в действительности, ни в коем случае не оспаривается
:).
Краткая справка о «партнерах» данной встречи.
Фридрих II. (1712-1786). Прусский
король (с 1740), из династии Гогенцоллернов. В результате его завоевательной
политики (Силезские войны 1740-42 и 1744-45, участия в Семилетней
войне 1756-63 и первом разделе Польши в 1772) территория Пруссии
почти удвоилась. Один из самых почитаемых правителей и полководцев
в немецкой истории, государственный деятель из когорты «собирателей»
германского государства, названный Фридрихом Великим. Оказывал знаки
монаршей милости не кому-нибудь, а самому Ф.Филидору.
Антон Графф. Портрет Фридриха Великого (1781)
Вольтер. (1694-1778). Настоящее
имя Мари-Франсуа Аруэ. Французский философ, писатель, поэт, борец
против католической церкви и религии. Автор философских трактатов,
пьес и поэтических сборников. Из «Жизни Вольтера» Андре Моруа: Отец
Адам, замечательный шахматист, ежедневно играл с Вольтером… Когда
духовник выигрывал, Вольтер опрокидывал шахматную доску. «Я потерял
два часа на передвигание деревяшек, – кричал он, – за это время
можно было написать сцену какой-нибудь трагедии!».
Николя де Ларжильер. Вольтер (1718)
«Место действия» – резиденция Фридриха II (по другим
данным игра проходила по переписке).
Текст партии позаимствован из книги «Давид против
Голиафа» (М., 2002) Д.Бронштейна и С.Воронкова с примечаниями
Д.Бронштейна (с.217).
После Второй мировой войны американцы нашли
в немецких архивах запись партии, выигранной Вольтером у Фридриха
II (Сан-Суси, 1754). Поражают чистота стиля великого философа и
детская простота императора.
1.е4 е5 2.Сс4 f5!?
Мне нравится этот ход, который любил применять
ещё Филидор.
Жан Гюбер. Вольтер за шахматами (между 1750 и 1775).
11. «Руссо – принц Конде, Монморанси 1759»
Ещё одна, весьма грациозная подделка под «шахматную
старину в исполнении великих людей». Эта партия, в отличие от предыдущей,
широко растиражирована в отечественной шахматной литературе. Что,
увы, не делает её более реальной (информацию о том, что поединок
искусственный, при желании можно найти у Э.Уинтера).
Справочная информация.
Руссо Жан-Жак. (1712-1778). Французский
писатель, философ, критик (как водится) официальной церкви и религии,
а также социального неравенства. Страстный почитатель шахмат.
«Был один женевец по фамилии Багере… Разбираясь
немного в шахматах, он предложил научить меня этой игре. Я нехотя
попробовал, но, мало-мальски узнав правила, сделал такие большие
успехи, что к концу первого сеанса давал ему ладью вперёд, которую
он уступал мне вначале. Этого было достаточно, чтобы превратиться
в раба шахмат. Я покупаю шахматную доску, покупаю Калабрийца, запираюсь
у себя в комнате и провожу там дни и ночи напролёт, стараясь выучить
наизусть все партии, разыгрывая их сам с собой без отдыха и срока».
(Руссо «Исповедь»).
Морис Кантен де Латур. Портрет Жан-Жака Руссо (1753)
Принц Конти. Иногда в ИИ даётся
вариант принц Конде, что выглядит довольно необычно, поскольку разница
в написании фамилий заметно бросается в глаза. Но на самом деле
всё не так сложно, принцы Конти являлись представителями младшей
ветви дома Бурбонов-Конде. О конкретном достопочтенном вельможе,
возможном «противнике» трудно сказать что-либо определённое. Скорее
всего, его реальный прототип во времена Руссо действительно существовал,
поскольку династия Конде (кстати, ударение на последнем слоге) играла
заметную роль в политической жизни Франции начиная ещё с XVI века.
Более того, этих прототипов было несколько. Один из возможных -
Конти Луи Франсуа (1717-1776), известный французский военачальник
того времени. Может быть этот?
Чувствуете? Человек, составлявший партию, явно
был знаком с текстом «Исповеди». Руссо купил Калабрийца, выучил
наизусть его партии, а тут как тут принц, повторяющий необязательные
ходы из труда Греко... Восьмой ход – необходимая «зацепка» для начала
белыми стремительной атаки.
12. Филидор – Брюль, Лондон 1789.
Белые без коня b1, чёрные без пешки f7.
От великого французского мастера Франсуа-Андре
Филидора (1726-1795) в наследство потомкам осталось всего 78 партий,
записанных в основном в последние годы его жизни. Не были записаны
даже партии его матча с сирийцем Филиппом Стаммой, в котором фактически
решался вопрос о сильнейшем шахматисте того времени! Среди сохранившихся
партий много сыгранных вслепую или с дачей форы (равных по силе
соперников у него просто не было), а также проигранных, тексты которых
сохраняли счастливые победители Филидора. Приводимая партия относится
к числу немногочисленных образцов комбинационного искусства сильнейшего
шахматиста XVIII века.
1.е4 d5 2.e5 Cf5 3.g4 Cg6 4.h4 h5 5.Kh3
Фd7 6.Kf4 Cf7 7.g5 Фf5 8.d4! Фе4+ 9.Фе2 Фh1 10.g6 e6? (10.
… Kc6) 11.Фb5+ Kd7? (11. … Kc6) 12.gf+
Kpd8 13.fgФ Лg8 14.Ke6+ (14.Фb7) Kpc8 15.Ce3 Фh4
16.Фd5 Ce7 (16. … c6) 17.Ca6!? Лb8 18.Фс6!? Cd8
19.Cg5! и белые выиграли (1:0). Приведённая
формулировка в былые времена чаще всего означала сдачу партии, хотя
в данном конкретном случае какие-то ходы ещё могли быть сделаны.
Однако, так это, или нет – неизвестно, и партия уже навсегда запечатлена
в форме миниатюры.
На 18-ом ходу чёрные могли отбить атаку путём
18. … Сb4+.
Великий французский шахматист Франсуа-Андре Филидор
(1726-1795)
13. «Наполеон – мадам Ремюза, замок Мальмезон
(Париж) 1804».
Перед нами первая из трёх партий, приписываемых
императору Франции Наполеону Бонапарту (1769-1821).
Жак Луи Давид. Портрет Наполеона Бонапарта (1812).
Две из них, очевидно, являются плодом творческой
фантазии. Первый образец «новодела» перед нами. Впервые партия появилась
во французском журнале «Паламед» в середине XIX века.
«Игравший» белыми Наполеон галантно предложил
право первого хода даме.
Впоследствии партию «переделывали», видимо забыв
начальные ходы (в частности, перекроенные варианты текста попали
в современные базы шахматных партий), но настоящий порядок ходов
тот, который приведён выше.
14. Наполеон – «Автомат» Кемпелена, дворец
Шёнбрунн (Вена) 1809.
Именно эта партия является, как считают исследователи,
единственной реальной битвой Наполеона за шахматной доской, сохранившейся
в записанном виде. Противником императора была сконструированная
венгром Кемпеленом шахматная «машина», с которой он многие годы
колесил по миру, обретя почти легендарную славу. Машина представляла
собой сидящую за массивным столом фигуру «турка». Руководил игрой
автомата спрятанный внутри стола человек, обычно очень сильный шахматист.
У великого полководца во время встречи не было
никаких шансов – за турка в тот момент «исполнял партию» один из
сильнейших шахматистов Вены Иоганн Альгайер (1763-1823), игрок комбинационного
стиля, соавтор острейшего варианта Гампе-Альгайера в королевском
гамбите.
1.e4 e5 2.Фf3 …
Творческий подход великого человека к дебютным
проблемам.