Гродзенский С. Об отце, шахматах и авторе "Колымских
рассказах" // 64 - Шахматное обозрение, № 11 (1990)
Сеанс одновременной правды
О
шахматах в жизни и творчестве Варлама Шаламова
Алексей
Засыпкин
«Я
оставил шахматы в тот самый день, как убедился, что они больше берут,
чем дают — и времени, и душевных сил. Как ни незначительна роль
стихов в жизни, все же она побольше, чем у шахмат», - эта запись
писателя Варлама Шаламова (1907-1982) осталась на вырезке из газеты
«Советский спорт» о финальном матче претендентов 1974 года Карпов
– Корчной (победитель получал право на матч с Фишером).
Чтобы
сравнивать стихи с шахматами, надо хорошо понимать первые и очень
любить вторые. А также, вероятно, наоборот.
Крупный
шахматный историк и теоретик Яков Нейштадт (кстати, как и Шаламов,
учившийся на юридическом факультете МГУ, только лет на двадцать
позже – вот ещё одна интересная связка для отдельной темы: «юриспруденция
– шахматы», - доктор права и четвертый чемпион мира Александр Алехин
поддержал бы), говоря об особенностях шахматного творчества, отмечал:
«Но главное – это противник, которого не знают писатель и художник,
композитор и скульптор. Противник, который всё время стремится разрушить
плоды вашего труда. Протекая в условиях постоянной критики со стороны
противника, шахматное творчество носит выраженный волевой характер» (1).
И
стихам, и особенно прозе Шаламова, которую он сам называл «преодолением
зла», в волевом характере не откажешь, несмотря на формальное отсутствие
соперника в творческом процессе. Потому что такими соперниками были
государственная машина, опыт нечеловеческого страдания, а также
ни много ни мало художественная литература собственной персоной.
Этакий сеанс одновременной… только не игры. Сеанс одновременной
правды.
Крайне
мало известно об участии Шаламова в каких-либо любительских соревнованиях,
о его шахматной квалификации или практической силе. Однако, едва
ли приведенные выше слова могли принадлежать человеку, для которого
шахматы – одно из развлечений наряду, например, с футболом. О футболе
Шаламов (а он был страстным болельщиком «Спартака») таких строк
и не оставил.
Исследователь
жизни и творчества Шаламова Валерий Есипов рассказывает, что автор
«Колымских рассказов» увлекся шахматами ещё мальчишкой, в начале
1920-х годов в Вологде, где он регулярно посещал занятия городского
шахматного клуба. В 1925 году Шаламов, будучи студентом МГУ, присутствовал
на Первом московском международном шахматном турнире с участием
действующего (Хосе-Рауль Капабланка) и бывшего (Эммануил Ласкер)
чемпионов мира.
1-й московский международный шахматный турнир, 1925
год. Капабланка - Ласкер
В дневнике
1970-х годов Шаламов напишет об этом событии:
«Пятьдесят лет назад я посетил московский шахматный
турнир международный. Первая партия Ласкер — Капабланка игралась
в тогдашнем ресторане «Метрополь». Толпу, собравшуюся у подъезда,
охраняла милиция конная. Милиционеры кричали: «Ничья! Ничья!»
Но и толпа была невелика — человек триста — не больше.
Все остальные партии турнира игрались не в этом помещении и никаких
толп болельщиков не собирали. Шахматный турнир шел в клубе Совнаркома,
в соседнем подъезде, где сейчас кассы аэрофлота. Человек сто ходило
на этот турнир...» (2)
Кадр из фильма "Шахматная горячка"
(1925)
Шахматам посвящены и первые публикации Шаламова-журналиста
в газете «Вечерняя Москва» в 1935 году (3) (за
два года до второго ареста и осуждения к пяти годам заключения,
увеличенным впоследствии еще на десять). Все три заметки («64 поля»,
«Гроссмейстер в цейтноте» и к 8 марта - «Женщина и шахматы»), связанные
с проходившим в феврале Вторым московским международным турниром,
восторженны по настроению и не лишены идеологического налёта: «трагедия
шахматной индивидуальности при капитализме», «для нас шахматы —
полезнейшая игра, одно из орудий культуры масс» и т. п.
Шаламов демонстрирует и своё мнение по теоретическим
вопросам, видимо, характерное для шахматной мысли того времени:
«Белые, имеющие преимущество первого хода,
должны добиваться выигрышного положения, а черные только равновесия
в дебюте». Такое мнение существовало много лет. Но большинство партий
Ласкера выиграно черными. Но ряд дебютов — «сицилианская», «Каро-Канн»
— построен так, что преимущество первого хода нейтрализуется с самого
начала. Чигорин напряженно думает за доской, рассчитывая игру на
10 ходов вперед. А Рихард Рети говорит, что шахматист должен определить
только один ход — лучший в данной позиции, оценить позицию. Гениальный
Брейер расставляет шахматы в боевой порядок к началу сражения и
говорит: «Вот самая сложная позиция» (4).
Вообще, текст заметок распирает изнутри от избытка
чувств, от радости новизны и бесконечного оптимизма, пытающегося
быть рассудительным.
С таким же душевным подъёмом и нескрываемой гордостью
написана в 1936 году заметка «Победа Михаила Ботвинника» (опубликована
в журнале «За промышленные кадры») по итогам Ноттингемского шахматного
турнира, грандиозного состязания с участием пяти чемпионов мира.
Международный шахматный турнир в Ноттингеме, 1936
год. Эйве - Ботвинник
В совершенном контрасте с воодушевлёнными газетными
публикациями находится «шахматная» тема в произведениях Шаламова,
созданных после прохождения им кругов колымского ада. Игра интеллектуалов
помещается в то пространство, где интеллект стремительно разрушается,
а самих игроков сотнями тысяч сметают с доски.
Отдельные шахматные фразы, сравнения рассыпаны
по рассказам и выглядят случайными:
«Садиться с сильными «исполнителями» не боялись
– так и в шахматах настоящий боец ищет сильнейшего противника» (из
рассказа "На представку");
«Кормили в Бутырках отлично. «Просто, но убедительно»,
по терминологии шахматных комментаторов» (из рассказа «Бутырская
тюрьма»).
Порой ассоциации со столь любимой автором игрой
возникают совсем неожиданные – взять хотя бы клетчатые шахматные
носки провокатора Шестакова из рассказа «Сгущенное молоко», который
подбивал на побег других заключенных, чтобы потом «сдать» их начальству,
в плату за свою работу в конторе, за освобождение от тяжелого физического
труда.
Малозначительные, казалось бы, детали оставляются
неприметно, но настойчиво и веско, как клеймо мастера.
Поля шахматной доски, как известно, в просторечии называют клетками.
В самой же доске, ограниченной по периметру и монохромной, как роба
заключённых, просвечивает образ «зоны», расчерченной на бараки,
тюрьмы, разделенной на камеры.
Полной концентрации шахматная тема достигает в
рассказе «Шахматы доктора Кузьменко», написанном в 1967 году.
«– Прелесть какая, – сказал я, расставляя фигурки
на фанерной доске. Это были шахматы тончайшей, ювелирной работы.
Игра на тему «Смутное время в России». Польские жолнеры и казаки
окружали высокую фигуру первого самозванца – короля белых. У белого
ферзя были резкие, энергичные черты Марины Мнишек. Гетман Сапега
и Радзивилл стояли на доске как офицеры самозванца. Черные стояли
на доске как в монашеской одежде – митрополит Филарет возглавлял
их. Пересвет и Ослябя в латах поверх иноческих ряс держали короткие
обнаженные мечи. Башни Троице-Сергиева стояли на полях а8 и h8.»
Шахматы, сделанные из хлебного мякиша заключённым.
Воркутинский межрайонный краеведческий музей.
В совсем небольшой зарисовке скрещиваются две значительные
темы. Одна касается исторического пути страны. Белые и черные фигуры
намеренно подобраны с «исторической неточностью», что придает собирательный,
обобщенный образ их противостоянию. Так, гетман Сапега действительно
участвовал в осаде Троице-Сергиевой Лавры (1608-1610), но с войском
не первого Лжедмитрия, а второго. Януш Радзивилл (1612-1655), известный
как разоритель Бобруйска, действовал гораздо позднее. Пересвет и
Ослябя – монахи Троице-Сергиева монастыря, но совсем другой эпохи,
герои Куликовской битвы.
Как отмечает Фомичев С., «шахматная партия Кулагина
как бы побуждала разыграть возможный вариант русской истории: приобщения
России к Европе (в случае поражения черных)» (5).
Явных разногласий у героев рассказа относительно перспектив своей
страны вроде бы и не наблюдается. Они, собственно, и не спорят,
а беседуют. Рассказчик роняет слова о том, что «царевич Дмитрий
показал, что он был культурный человек, грамотный государь, достойный
лучших царей на русском престоле». Его соперник, доктор Кузьменко,
поминает немцев с их педантичностью, любовью к документам, у которых
историческая правда не могла бы быть похоронена. Так от Смутного
времени начала XVII века перекидывается мостик ко Второй мировой,
когда наша страна опять попала на историческую развилку.
Шаламов и сам не относился к оголтелым противникам
советского строя, высмеивал «прогрессивное человечество», называя
его представителей аббревиатурой «ПЧ». Известны его слова: «Никто
и никогда не считал, что Сталин и советская власть — одно и то же»
(«Вишера. Антироман»).
Из рассказа неясно, какой цвет фигур достался
соперникам. В любом случае, учитывая, что у белых с самого начала
ферзь за ладью, соотношение сил явно на стороне «прогрессивной Европы».
Мало того, что главный защитник «России» отсутствует на доске, так
ещё и неизвестно, кто же он (у чёрного ферзя нет головы). В итоге
рассказчик отказывается от игры, как и в жизни отказывался сам автор
от игр в либерализм и диссидентство.
Шахматы из хлеба, сделанные украинским писателем
Остапом
Вишня (настоящее имя - Павло Губенко), отбывавшим с 1933 по
1943 гг. срок в Ухтинско-Печорском ИТЛ
Вторая тема связана, как представляется, с творческим
манифестом Шаламова, с его идеей «новой» прозы, «сверхпрозы», получаемой
методом сращивания документального и художественного («Выстраданное
собственной кровью выходит на бумагу как документ души, преображённое
и освещённое огнём таланта») (6). Скульптор Кулагин, в тюрьме сошедший
с ума от голода, именно такой художник. Хлеб, пережеванный арестантами,
под его пальцами затвердел «навеки, как цемент египетских пирамид».
«Писатель должен помнить, что на свете тысяча
правд», - говорит Шаламов в эссе «О прозе». Эту мысль о соотношении
исторической и художественной правд поддерживают рассуждения игроков
в рассказе: «Борис Годунов тоже был не таким, как у Пушкина. Вот
роль поэта, драматурга, романиста, композитора, скульптора. Им принадлежит
толкование события». Подобным же образом позволяли участвовать в
толковании и, по существу, в сотворении собственной правды и шахматные
фигуры Кулагина (название рассказа здесь подчёркивает момент присвоения
себе чужого творения в силу простого факта обладания им как вещью).
Но штука в том, что к произведению искусства,
«выстраданному собственной кровью», уже не применимы обычные мерки
верификации, разговоры на тему «всё могло быть не так». Как хлёстко
высказался Дмитрий Быков, «даже с Данте можно спорить – все мы знаем,
что ни в каком аду он не был; а Шаламов - был» (7). Так и шахматы Кулагина
не тот случай, чтобы упражняться в толковании. Тем более, после
рассказа о том, что сам создатель перед смертью хотел уничтожить
свои «пирамиды». Вот ещё одна причина, по которой игра не состоялась…
Вагнер Г. Бурение ночью. Из альбома «Колыма». 1946.
Магадан. Бумага, акварель.
В заключение, сбавив несколько пыл и возвращаясь
к той записке на газетной вырезке, к сравнению шахмат со стихами,
которое явно не случайно для Шаламова, стоит упомянуть о его рассказе,
который так и называется: «Шахматы и стихи». Он начинается с того,
как заключенные играют с женой лагерного начальника в шахматы. В
отличие от других автор не поддавался и обыгрывал грозную соперницу.
«— Что ты делаешь? — зашептал Шембеков. — Ты
понимаешь, что ты делаешь? Мальчишка!
Появился Новиков. «Обыграл, дурак. Обыграл».
— Начальство нельзя обыгрывать.
На следующий день начальница снова проиграла.
— Разрешите мне, — сказал Новиков.
— Зачем? Я ведь в шахматы играю. Шахматисты подхалимов не любят.»
Выйдя на свободу, шахматист (занимавшийся ранее
литературой) был вынужден прибегнуть к услугам знакомого – директора
торфотреста, сын которого писал стихи. Автора попросили оценить
их, что он и сделал, ответив: «Стихов тут ещё нет». На том помощь
директорской семьи и прекратилась.
Кто же будет спорить - действительно, роль стихов
в жизни больше. Зато шахматисты подхалимов не любят.