Знакомиться с шахматной темой в живописи ввиду
отсутствия квалифицированных специалистов в данной области придется
бессистемно и вразброс. Начнем неожиданно с творчества молодого
(1989 г. р.) московского художника--монументалиста Людмилы Гавриловой.
На странице
художницы в интернете сказано, что она увлекается шахматами, и тому
есть официальное подтверждение.
В августе-сентябре 2011 года Людмила участвовала в фестивале,
посвященный 100-летию со дня рождения И.Л.Иткина, основателя шахматного
клуба «Октябрьский», где и заработала начальный рейтинг в 1941 пунктов.
От слов к краскам.
Тот факт, что Александр Алехин вынужденно давал
сеансы одновременной игры, в том числе вслепую, офицерам гитлеровской
армии в окуппированной Европе, известен широко. Сама художница комментирует
сюжет картины следующим образом: "... чемпиона вынудили
играть с офицерами Вермахта, так как его семья могла подвергнуться
опасности. Алехину настолько противно было не то что играть, но
и просто смотреть на фашистов, поэтому он сказал, что забыл дома
очки и предложил сеанс вслепую...на 32 досках".
Очевидно, Людмила вдохновлялась фильмом "Белый
снег России" (реж. Ю.Вышинский, 1980; в роли Алехина - Александр
Михайлов). В эпизоде с сеансом как раз фигурируют забытые очки.
"Портрет Михаила Чигорина"
"Роберт Джеймс Фишер". Фрагмент.
Комментарий автора картины: "А эта работа
связана с личными наблюдениями за шахматным блицем. <...>
Накал страстей, мимика, резкие движения рук, стук часов, азарт и
полет мысли - все слилось в едином динамичном движении композиции.
Здесь шахматы показаны с совсем другой стороны, нежели о них имеется
общее представление, что шахматист это человек, сидящий в позе "мыслителя"
Огюста Родена, спокойно, рационально и хладнокровно обдумывающий
ситуацию. Да, это внешне выглядит так, когда есть много времени.
Но когда принимать решения нужно быстро, здесь, за внешним порой
раскрывается нашему взору еще и нечто внутреннее..."
"Мат Диларам"
Редкий случай - художественная иллюстрация к произведению
шахматной композиции. Напомним на всякий случай и историю, и саму
задачу.
Согласно легенде, поведанной в рукописи 1503 г.
персидским поэтом Фирдоуси ат-Тахиталом (не путать с автором "Шахнаме"
- то совсем другой Фирдоуси) Диларам была женой визиря, который
в шахматы играл, как в казино: проиграл всё состояние и поставил
на кон жену-красавицу. В "контровой" партии горе-визирь
опять доигрался почти до мата в свои ворота:
Белые начинают и выигрывают
Это хорошо, нам написали "белые начинают и
выигрывают", а в реальной партии никто не напишет. Вот и визирю
некому было написать. Благо, Диларам за долгие годы совместной жизни
с шахматным фанатом сама кой-чему научилась и подсказала благоверному
олуху, чем ходить (спрашивается, где она была раньше, когда он всё
своё имущество просаживал?).
1. Лh8+ Кр:h8 2.Сf5+. В шатрандже
слон ходил через одно поле по диагонали и мог перепрыгивать свои
и чужие фигуры. По современным правилам мат ставился бы вообще в
три хода и без подсказок Диларам. 2...Крg8 3.Лh8+ Кр:h8
4.g7+ Крg8 5.Кh6#
Еще более редкий вариант - художественное изображение
непосредственно самой шахматной задачи, очень известной. Догадаетесь,
какой?
Это знаменитое "Бегство Наполеона из Москвы
в Париж" А. Д. Петрова, сильнейшего шахматиста России 1-й половины
XIX века и пионера отечественной шахматной композиции. Составлена
она была в 1820-х годах и, как сообщает И. Линдер, является единственным
дошедшим до нас шахматным произведением Петрова этого периода (до
1824 года) (Линдер И. А.Д. Петров – первый русский шахматный
мастер – М., 1955 (2-е изд.), с. 17).
Мат в 14 ходов
Известно, что эту задачу Петров показал герою Отечественной
войны 1812 года графу Михаилу Милорадовичу, большому любителю шахматной
игры (там же, с. 16). У этой истории существует продолжение. Милорадович
настолько, дескать, впечатлился, что сразу же решил продемонстрировать
композицию матери царя Марии Фёдоровне, также интересовавшейся шахматами.
Но здесь произошло досадное недоразумение - граф позицию-то запомнил
(что, кстати, уже удивительно и вызывает сомнения в подлинности
истории), а вот решение (маневры конницы Платова) забыл. Пришлось
извиниться перед императрицей и пригласить в Павловск самого автора.
Знакомство с сильными мира сего не повредило Петрову: вскоре он
стал тайным советником (а до того служил в должности скромного мелкого
чиновника при сенатской канцелярии). Источник приведенного рассказа,
раскрывающего тайны карьерного взлета А. Д. Петрова, отыскать с
ходу не удалось.
И напоследок вот этот загадочный рисунок:
"Шахматы"
Сперва мне привиделся
здесь вокзал или метро с какими-то переходами, спешащими и ожидающими
поезда людьми. При более внимательном рассмотрении обнаружились
провода, мониторы, как будто речь идет о компьютере (шахматном?).
Может быть, художник так представляет себе мозг шахматиста? Не знаю...
Если будут соображения, напишите. А лучше нарисуйте.